Процесс формирования личности в дошкольном возрасте — PskovInfo.

Процесс формирования личности в дошкольном возрасте

Процесс формирования личности в дошкольном возрасте

Раннее детство является одним из главных этапов в психологическом развитии ребенка. В его основе лежат как биологические виды созревания организма, включающие в себя развитие нервной системы, так и психические новообразования, связанные с возрастными изменениями. В это время и начинает формироваться основа личности человека.

Условия жизни и воспитание приводят к проявлению интересов, способностей, характера, а также потребностей выражения эмоционально-волевой сферы. Образуются зачатки творческого воображения вместе с первыми этическими установками.
Этот период является очень важным периодом формирования. От того, как сформируется ребенок в данный период своей жизни, так он и будет относится к окружающим людям, к самому себе, к делу; покажет нам каким он будет в школьном возрасте, а потом и во взрослой жизни.
Психика детей своеобразна и наиболее активно она выражается в эмоционально-волевой сфере. Отличается большой впечатлительностью и быстрыми сменами настроений, чувств, которые могут способствовать бурному проявлению осознания также, как и у взрослых. В порыве этого момента ребенок с относительно слабой волей способен проявить импульсивность и внушаемость. Из этого и наблюдается большая искренность вместе с детской непосредственностью. Также здесь можно заметить подражание малышей взрослым.

У любого ребенка очень легко может возникнуть аффективно-импульсивное состояние, различного рода эмоциональные реакции. Пример этого может быть проявление бурного гнева, страха, которые ведут свое выражение не контролируемым сознанием. Уровень возбудимости детей такой возрастной категории значительно выше, чем у детей более старшого возраста. Сознательно выполнять регулировку своего поведение они еще не могут, так как осознанность находится в процессе формирования. Такое состояние очень заметно во время детских капризов.
Главной задачей родителей является обучение ребенка управлению своим поведением. Для того,чтобы остановить капризы, избавить от упрямства необходимо хорошо быть ознакомленным с причиной их возникновения. Такими могут быть: переутомление, голод или жажда, болезненное самочувствие или же повышение температуры. Чаще всего упрямство случается, когда малыш пытается продемонстрировать протест против ущемления его самостоятельности, запретов, или же в результате проявления к нему неуважения со стороны взрослых. Очень часто бывает, что ребенок начинает проявлять упрямство вместе с настойчивостью - это характеристика слабой воли.

Упрямство, также как и капризы представляет собой внутренний протест ребенка, служит в качестве так называемого "защитного механизма" против давления родителей. Данные признаки сигнализируют о плохом эмоциональном состоянии малыша. Взрослому нужно найти деликатный и уважительный подход к нему, не допуская при этом попыток сломить сопротивление малыша грубой силой, ведь слезы и упрямство – это проявление бессилия и бунта, призыв на помощь, свидетельство того, что детей не разумно стесняют и принуждают к чему-то. В такие моменты малыши всегда переживают и страдают.
Важным новообразованием дошкольного возраста является самосознание ребенка. В это время появляется представление о своем " Я ", происходит формирование самооценки, на которую оказывает сильное влияние оценка качеств ребенка, его успехи и неудачи. Положительный эмоциональный микроклимат в семье является основой для психического восприятия ребенка. Он должен чувствовать доверие, любовь и доброжелательное родительское отношение к нему. Также немаловажным моментом являются хорошие отношения со сверстниками.

Для детей дошкольного возраста, особенно первой его половины, характерна завышенная самооценка - они часто хвалятся, что все могут, что все умеют и приписывают себе все качества, которые для них являются положительными. Дети постарше более критичны к своим возможностям, хотя общая их самооценка остается все-таки завышенной. Это естественные проявления, которые создают положительные условия для развития личности и заниматься коррекцией такого состояния взрослым нужно очень тактично, осторожно, жалея хрупкое самолюбие ребенка, не пользуясь общими негативными характеристиками в адрес малыша. Чтобы не проявлялась заниженная самооценка, равнодушие к выговорам и наказаниям, чувство неуверенности в себе и не желание преодолевать трудности.

Личность детей кроме своих характеристик имеет и некоторые индивидуальные черты, которые возникают под влиянием условий его жизни, индивидуального опыта и типов его нервной системы. Все это проявляется в темпераменте ребенка: одним детям присуще повышенная возбудимость и слабое торможение – они способны бурно реагировать на внешние воздействия и их трудно успокоить; другие - живые, но уравновешенные - с ними гораздо проще договориться и подготовить к школе, так как они более усидчивы за столом в процессе недолгого обучения - главное не перегружать таких детей потоком информации и по времени обучения на первых порах; третьи – медлительные и совершенно невозмутимые. Выше перечисленные черты, могут проявляться в разных комбинациях, они безусловно влияют на формирование характера наличием индивидуального стиля поведения.

При воспитании шумных и подвижных детей взрослые могут столкнуться с трудностями в процессе прививания им усидчивости, терпения, настойчивости.
Детей-флегматиков значительно сложнее воспитывать решительность. Уже в дошкольном возрасте нужно заложить основы сильного характера и зачатки таких качеств как ответственность, честность,справедливость, гуманное отношение к людям и животным.
Чтобы личность детей формировалась положительно, а с этим и сила воли,способности, воображение, нравственные чувства, необходимо общение с окружающими взрослыми и детьми, активная творческая деятельность самого ребенка. Доброжелательные отношения между членами семьи, отсутствие конфликтов, уважение к личности ребенка без снижения требовательности к нему делают счастливым и самого ребенка.