Советы родителям

 

Главная
Новости
Контакты
Услуги
Детская общественная приёмная
 
Проекты
Методички
Советы специалистов
В помощь принимающим родителям
 
Фотоальбом
Псковская областная Социальная Лига
 

 

 

Консультирует специалист по социальной работе Швилкина И.В. (т. 75-46-12)
 

Психологическое и физическое насилие в школьном коллективе

Насилие - это любое действие, которое может принести вред физическому или психическому здоровью человека.

Можно выделить несколько основных видов насилия, которое встречается в детском коллективе:

- вербальное насилие (т.е. словесное) - это могут быть насмешки, присвоение различных кличек, унижение в присутствии других детей и т.д.

- социальное исключение - сюда относится, бойкот, отторжение, дети отказываются от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, не приглашают на дни рождения и т.п. Этот вид - наиболее пагубно влияет на психическое здоровье ребенка.

- физическое насилие в школе - сюда можно отнести избиение, шлепки, нанесение удара, как одним школьником так и целой группой. Сюда также можно отнести порчу материального имущества, отнимание вещей.

Причины насилия могут быть разными:

- это может быть и желание самоутвердиться в детском коллективе, и неумение делать это в социально желательном направление.

- могут быть негативные чувства к жертве, зависть, злость, обида (т.е. причиной могут стать межличностные отношения обидчика и жертвы)

- агрессия может возникать с социальным научением, т.е. могут копироваться модели поведения, которые дети видят в своей среде или в телепередачах.
Причины различны…

Обычно зачинщиками школьной травли становятся дети, которые сами страдают от насилия в своей семье (т. е. компенсируют свои страдания насилием над более слабыми), это так же дети, стремящиеся к лидерству.

Чаще всего, это дети с неразвитыми социальными навыками, т.е. неумение общаться, отстаивать свое мнение, давать отпор обидчику.

Причиной так же могут стать физические недостатки детей, либо своеобразные манеры поведения и реакции, либо с ярко выраженным собственным мнением, своими взглядами и ценностями.

Так же жертвами насилия могут стать часто болеющие школьники, они являются изгоями потому, что мало бывают вместе с другими, они остаются вечными новичками.

Каким образом можно предотвратить школьную травлю?

Самое главное здесь - системный подход. Желание одного учителя или родителя, ребенка которого обижают в школе - будет недостаточно….

Должна быть общая позиция у школьной администрации, учителей, социальных педагогов, психологов, работающих в школах и родителей, что такое явление, как школьная травля - неприемлемо… Если они будут работать в системе с этой проблемой, то насилие в школе станет существенно меньше, это показывает опыт других стран.

Учителя могут пресекать случаи насилия, т.е. они должны вовремя замечать травлю, разбираться в ее причинах и прекращать ее.

Так же можно используя литературные произведения, показы определенных фильмов, т.е. через средства искусства развивать у детей сочувствие к людям.

Родители так же играют важную роль в этом вопросе, они должны поддерживать у ребенка адекватную самооценку, не унижать ребенка, но и не превозносить его. Важно интересоваться школьной жизнью ребенка. Школьные психологи могут проводить тренинги, направленные на снижение агрессии у детей, на развитие сплоченности в группе, а так же на развитие эмпатии, т.е. умение сопереживать другим людям. Но главным участников в этом вопросе все же должна оставаться школьная администрация, если директор школы крайне негативно относится к такому явлению как школьная травля, и готов с этим бороться, только в этом случае возможна успешная работа всей системы.

Материал подготовлен
Ириной Вячеславовной Швилкиной,
специалистом по социальной работе
 

 

 

 

 

 

 

 

180000, г. Псков, пл. Ленина, д. 1, Тел./факс: (8112) 72-28-96, E-mail: family-center@mail.ru